Прилетела под утро Жар-птица, уронив золотое перо.
Прискакала к воде кобылица - из-под ног чистых брызг серебро.
И рассветные краски не резки, еле видные, как на слюде,
Отражаются лики и фрески в красноватой ольховой воде.
Жар-перо всех вокруг опалило. Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила продолжает на русских влиять....

Купидон и Психея
Палех....Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Свадьба. Ларец. 1994 Лопатина Нина Павловна.

Пора сенокосная. Триптих. 1993 Лопатин Николай Павлович.

Шкатулка Купец Калашников, Охота, 1989

Айвенго
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен.

Лесное Чудо

Сказка о Золотом Петушке

Гамлет

Снегурочка

Русский лен. Шкатулка. 1974 Кукулиева Калерия Васильевна
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д.




На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Карточная Королева

Тарелка. Времена Года

Золушка

Имя Музы

Звездочёт

Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945
Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Витязь в Тигровой Шкуре

Властелин Колец

Щелкунчик
Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота.

Стрибожи Внуки

Фавн и Нимфы

Карточная Королева

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.

Сказка о Коньке-Горбунке

Двенадцать Месяцев

Гроссмейстер

Персей

Садко и Морской Царь

Гуси-Лебеди

Тайны Народа Майя
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Купидон и Психея

Русские Волшебные Сказки

Цирк

Морской Мир

Алиса в Зазеркалье

Золотой горшок
Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.
Прискакала к воде кобылица - из-под ног чистых брызг серебро.
И рассветные краски не резки, еле видные, как на слюде,
Отражаются лики и фрески в красноватой ольховой воде.
Жар-перо всех вокруг опалило. Краски Палеха не перенять.
Византийская мощная сила продолжает на русских влиять....

Купидон и Психея
Палех....Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества. В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Свадьба. Ларец. 1994 Лопатина Нина Павловна.



Пора сенокосная. Триптих. 1993 Лопатин Николай Павлович.

Шкатулка Купец Калашников, Охота, 1989

Айвенго
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен.

Лесное Чудо

Сказка о Золотом Петушке

Гамлет

Снегурочка

Русский лен. Шкатулка. 1974 Кукулиева Калерия Васильевна
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д.





На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Карточная Королева

Тарелка. Времена Года

Золушка

Имя Музы

Звездочёт

Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945
Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Витязь в Тигровой Шкуре

Властелин Колец

Щелкунчик
Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота.

Стрибожи Внуки

Фавн и Нимфы

Карточная Королева

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.

Сказка о Коньке-Горбунке

Двенадцать Месяцев

Гроссмейстер

Персей

Садко и Морской Царь

Гуси-Лебеди

Тайны Народа Майя
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Купидон и Психея

Русские Волшебные Сказки

Цирк

Морской Мир

Алиса в Зазеркалье

Золотой горшок
Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.
Journal information