Исследования, посвященные роли жирных кислот в развитии детей (исследовательский проект PERILIP и Early Nutrition Programming Project), и их мета-анализы показали, что потребление определенных жиров во время беременности и кормления ребенка грудью влияет на его рост, развитие и здоровье. Согласно выработанным на основе их результатов рекомендациям, поддержанным Европейской комиссией, в энергетическом соотношении поступление с пищей жиров во время беременности и лактации не должно отличаться от принятых для населений норм. Однако беременные и кормящие женщины должны получать не меньше 200 мг в день докозагексаеновой кислоты (ДГК) (кстати, потребление до 1 г/сутки ДГК или 2-7 г/сутки омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) не вызывало каких-либо заметных побочных эффектов).
В кулинарном смысле это означает необходимость употребления 1-2 порций жирной рыбы, причем специфических видов жирной рыбы, в неделю:
анчоусы
голубой тунец
сельдь
скумбрия
лосось (дикий имеет больше омега-3, чем Фармед)
сардины
осетр
озерная форель
тунец).
При этом прием предшественника ДГК, α-линоленовой кислоты (много в грецких орехах, льняном, рапсовом, соевом маслах), гораздо менее эффективно сказывается на количестве ДГК в развивающемся мозге плода и младенца.
Отмечено, что потребление жирной рыбы или ДГК/омега-3 ПНЖК из других источников может незначительно удлинять срок беременности (до нормального) [1,2].
Отмечено, что потребление жирной рыбы или ДГК/омега-3 ПНЖК из других источников может незначительно удлинять срок беременности (до нормального) [1,2].
Организм человека не синтезирует ДГК и эйкозопентаеновую кислоту (ЭПК) из жирных кислот, хотя возможен не слишком (5% у мужчин и несколько больше у женщин) эффективный синтез из α-линоленовой кислоты, что не очень помогает в решении проблемы. Эффективность синтеза определяется полиморфизмом гена, кодирующего десатуразы жирных кислот (FADS), и зависит еще и от возраста (чем младше ребенок – тем менее эффективен синтез, у незрелых новорожденных он вообще минимален) [3,4]. Поэтому единственным выходом остается получение ПНЖК из пищи.
Роль ДГК можно представить исходя, как минимум, из того, что она составляет 3% от сухого веса серого вещества головного мозга, и столь же высока концентрация ее в наружных сегментах палочек фоторецепторных клеток сетчатки. Омега-3 ПНЖК обеспечивают энергию для передачи сигнала от клетки к клетке и поэтому необходимы для работы мозга. От их количества зависят мыслительные способности, способность сохранять информацию в памяти и скорость извлечения ее по мере надобности, а также формирование поведенческих моделей.
Есть данные, что дополнительное введение ДГК в рацион матери благоприятно сказывается на частоте аллергических заболеваний у детей [Sontrop J1, Avison WR, Evers SE, Speechley KN, Campbell MK. Depressive symptoms during pregnancy in relation to fish consumption and intake of n-3 polyunsaturated fatty acids. Paediatr Perinat Epidemiol. 2008 Jul;22(4):389-99. doi: 10.1111/j.1365-3016.2008.00941.x.].
Кроме того, ДГК присутствует во всех клетках организма, обеспечивая эластичность их мембран – и, следовательно, возможность функционирования клетки.
Логично предположить, что при беременности «расход» ДГК должен возрастать. Откуда берется «избыток»? Возможные пути:
Усиление синтеза омега-3 ПНЖК из прекурсоров.
Увеличение превращения докозапентаеновой кислоты в ДГК.
Расход ДГК из депо матери.
Снижение участия ДГК в метаболизме матери.
Показано, что уровни ДГК у матери во время родов обратно коррелируют с количеством родов. Возможно, это связано с тем, что при частых родах (когда интервал менее двух лет) запас ДГК в организме матери не успевает восстанавливаться. [ И.В. Кузнецова. Роль полиненасыщенных жирных кислот в обеспечении здоровья матери и ребенка. Акушерство и гинекология, № 9 – 2014, стр. 1-6]. При этом считается, что запас ДГК хранится в жировой ткани матери.
Во время лактации ДГК способствует повышению барьерной функции молока, способствует поддержанию нормального уровня ДГК в тканях младенца и… профилактирует развитие послеродовой депрессии у матери [5]. Следует учесть, что после рождения и до введения рыбного прикорма ребенок получает омега-3 ПНЖК только с грудным молоком. При искусственном вскармливании, возможно, следует обсудить с врачом необходимость дополнительного введения ДГК в питание младенца [20].
К плоду ДГК попадает через плаценту и в основном накапливается в головном мозге плода с III триместра беременности [6,7,8,9]. Чем больше срок гестации – тем выше уровень ДГК в пуповинной крови, и тем ближе к оптимальному развитие зрительных, когнитивных и психомоторных функций у детей на первом году жизни [10]. Впрочем, есть данные, что это относится только к первым 9 месяцам жизни [Michelle P Judge, Ofer Harel, and Carol J Lammi-Keefe. Maternal consumption of a docosahexaenoic acid–containing functional food during pregnancy: benefit for infant performance on problem-solving but not on recognition memory tasks at age 9 month. Am J Clin Nutr 2013 97: 531-544]
У маловесных новорожденных в раннем неонатальном периоде выявляются низкие уровни ДГК [10,11] , что может быть связано с недостатком омега-3 ПНЖК в рационе матери, особенно в III триместре беременности [12].
Кроме того, существуют данные, что повышенное содержание омега-3 ПНЖК в рационе будущих матерей, связанное с повышением их количества в пуповинном крови, ассоциируется со снижением риска избыточного веса и развития ожирения у детей в возрасте до 3 лет [13].
При потреблении матерями менее 340 г морепродуктов в неделю у детей отмечена тенденция к увеличению риска недостаточного развития - речевого и по таким параметрам, как социальное развитие и поведение, мелкая моторика, способность к коммуникации. А если морепродукты вообще отсутствовали в рационе, или их было меньше вышеупомянутого количества, межгрупповые различия по этим параметрам становились статистически достоверными [14].
Думаю, не лишним будет напомнить уже упоминавшийся факт, что ДГК синтезируется в организме явно недостаточно и основной ее источник – морепродукты в рационе.
Однако далеко не всегда возможно кормить беременную/кормящую рыбой, да еще и нужными видами рыбы, в том числе, и во многих регионах России. Кстати, существуют данные, что наиболее благоприятным для течения беременности, пре- и постнатального развития детей является потребление 300—400 мг ДГК в сутки [15]. Однако существует опасность получения из рыбы вместе с ДГК нежелательных веществ вроде соединений ртути, диоксинов и полихлорированных бифенилов. Да и о возможном радиоактивном заражении не следует забывать [16,17]. Кроме того, рыба часто является аллергеном.
В принципе, вместо рыбы можно использовать рыбий жир. Однако его бесконтрольное употребление (мы сплошь и рядом сталкиваемся с мнением, что чем больше «витаминов» - тем лучше, не так ли?) ведет к повышению риска кровотечений [18]. Кроме того, в препаратах рыбьего жира и аналогичных ему пищевых добавках ДГК и ЭПК содержатся в соотношении примерно 3 к 1. Существует плацебо-контролируемое исследование, показавшее положительное влияние таких добавок (500 мг ДГК, 150 мг ЭПК и 400 мг 5-метилтетрагидрофолата), принимавшихся здоровыми беременными, на развитие нервной системы у детей в возрасте до 5,5 лет [19]. Однако дополнительное введение в рацион ЭПК остается спорным вопросом, поскольку основные ее эффекты касаются сердечно-сосудистой системы и противовоспалительного действия, а влияния на развитие мозга и зрительного анализатора не выявлено. При этом ЭПК может конкурировать с ДГК, из-за чего возникает необходимость повышения дозы ДГК. В целом, получается, что рыбий жир и пищевые добавки на его основе – не идеальный способ получения ДГК.
Однако в рыбий жир ДГК попадает отнюдь не как продукт синтеза в организме рыбы. Рыба сама получает ее из пищевой цепочки, начальным звеном которой являются водоросли. Причем водоросли, произрастающие именно в холодных океанах.
Таким образом, на данный момент лучшим источником ДГК был бы продукт из океанических водорослей. В этом плане может быть интересен «Альвогений®» - он производится из культуры водорослей, причем, как утверждает изготовитель, сырье контролируется FDA, известной своей строгостью и неподкупностью в контроле качества лекарств и пищевых продуктов, представляет собой небольшую капсулу с 200 мг ДГК, которую надо принимать 1 раз в день, что достаточно удобно и вполне выполнимо, в том числе для беременных и кормящих матерей. А если при этом они будут 1-2 раза в неделю есть правильную рыбу – то получат необходимую им оптимальную повышенную дозу ДГК для беременных и кормящих матерей.
Журбий Оксана Евгеньева, кмн.
Journal information