dobriydoktor (dobriydoktor) wrote,
dobriydoktor
dobriydoktor

Category:

Реквием по Летнему Саду

via vasily_sergeev
Оригинал взят у nashenasledie в Реквием по Летнему Саду
Отливки, по которым делали копии, Русский музей сохранил, так что знаменитые статуи можно тиражировать в любом количестве. Фото: PhotoXpressКому больно, кому прикольно...

Погиб... К чему теперь рыданья? А также дискуссии, споры, вопли про закон об охране памятников и жалкий лепет оправданья. Судьбы свершился приговор. Того, что при словах «Летний сад» мгновенно возникало в воображении любого, кто видел его хоть раз, больше не существует. Оно навсегда переместилось в пространство памяти.


Сделанного не воротишь. Остается анализировать случившееся и делать выводы.

Реконструкцию Русский музей, которому принадлежит Летний сад, начал в 2009-м. Ее объявленный смысл: Петр I закладывал регулярный парк, таковым тот оставался в XVIII веке, потом разросся и за два последующих столетия постепенно превратился в пейзажный — а мы вернем его в исходное состояние. Необъявленный смысл очевиден: получить как можно больший бюджет и его освоить. Год назад идеолог реконструкции археолог Виктор Коренцвит в интервью проговорился: «Я спрашивал своих оппонентов, что, по их мнению, надо делать с Летним садом. И получал ответы: ничего не надо делать, лишь поддерживать сад, осуществляя надлежащий уход... Предлагают сохранить его в том виде, в каком он до нас дошел, со всеми искажениями авторского замысла».

Вот, собственно, нехитрая суть проблемы: под всего лишь поддержание и уход не получишь 2,3 млрд руб. Зато под постройку новых павильонов, фонтанов, прудов, забав и затей осьмнадцатого столетия, как показал опыт, — получишь. (А там хоть трава на газонах не расти. Помнится, Русский музей уверял, что к 300-летию Петербурга необходимо вырыть каналы вокруг другого его филиала, Инженерного замка, — «как при Павле». Вода там тут же зацвела, каналы осушили, и теперь только каменистые ямы напоминают о столь эффективных тратах.)


Что сделано на эти баснословные деньги? Бесспорно, много хорошего. Выкорчевали старые и больные стволы (правда, еще и 32 здоровых дерева, «по архитектурно-планировочному решению», так ведь, известное дело, сад рубят — щепки летят). Подлечили и подкормили оставшиеся. Убрали сухие ветки. Правда, и живые тоже убрали, потому что они-де бросали такую густую тень, что на земле ничего не росло. А теперь там растут свежепосаженные деревья и кусты, одних только немецких шпалерных лип высадили больше 13 тыс. И они шелестят сияющей весенней зеленью, особенно отрадной в городе, где по полгода лежит снег. Из всех новаций эта самая приемлемая: растящий дерево увеличивает в мире количество добра и будет благословен, а кто его уничтожит — тому руку той же пилой отпилить.

Эти дендрологические свершения ласкают глаз в северной части сада, которая прежде воспринималась как преддверие рая — части южной, со знаменитыми мраморными скульптурами. Скульптур больше нет. Их спрятали в музейное хранилище. На их месте 240 копий из мраморной крошки и полиэфирной смолы. Сотрудники Русского музея с гордостью говорят: материал аж с искрой, как у природного мрамора, прочный, антивандальный и еще сто лет не потемнеет. Ну да. Искусственные зубы тоже всегда выглядят гораздо, гораздо лучше. Но мы, едва их обладатель откроет рот, мгновенно замечаем про себя, что они вставные, — и вряд ли с удовольствием. Мне скажут: скульптуры триста лет простояли, вы что же хотите, чтобы они окончательно разрушились в ужасном петербургском климате? Нет, не хочу. Что делать, не знаю, нет у меня ответа на этот вопрос. Вот если б можно было устроить, чтобы все мы, для кого этот траченный временем посеревший мрамор — часть жизни, в один прекрасный день навсегда отправились на Марс, а назавтра и ставили бы свою, не сомневаюсь, превосходную полиэфирную смолу. Но такой проект в отличие от крупномасштабных проектов ГРМ, увы, неосуществим, и на душе саднит.

Впрочем, в фонтанах мрамор настоящий. Каррарский. Струи бойко бьют вверх из труб, на которых задорно краснеют стандартные красные вентили, какие привинчены у нас дома на стояках. Все вместе похоже на то, как если б некий состоятельный человек решил на своем любимом Рублево-Успенском шоссе завести имение и назвать его «Летний сад». Имение обильно утыкано новоделом с аутентичными названиями: Малая оранжерея, Голубятня, боскетами «Менажерийный пруд», «Птичий двор» и т.п. Аутентичности подпускает и музыка из динамиков, торчащих в кустах, откуда также торчат в изобилии камеры слежения. Летний сад в его нынешнем виде — прямой наследник Константиновского дворца, резиденции Путина, где нет вообще ни одной исторической вещи, в том числе в «мемориальном» кабинете К.Р. Раньше умели делать фальшивый мрамор, который выглядел настоящим. Сейчас освоили искусство делать так, что настоящий камень выглядит пластиком, а бронза — латунью.

Понимаю: археолог не может не копать, архитектор не проектировать, подрядчик не приписывать нули в смете, а чиновник не получать с оных нулей аппетитные откаты — такова их работа. Но вся эта кипучая деятельность задрапирована в рассуждения про первоначальный облик, авторский замысел, и все такое. Предполагается, что по умолчанию известно: лучший век Петербурга — XVIII. Но тогда петербургская, то есть русско-европейская культура только формировалась. А золотой ее век известно чью носит фамилию. И когда сейчас поминают Венецианскую хартию, согласно которой нельзя предпочесть ни один период жизни реставрируемого объекта, а должно представить все, и мы не знаем, какой Летний сад признать «правильным», — это лукавство. Мы знаем. Правильный Летний сад — тот, который видел маленький Женя Онегин, когда его там выгуливал Monsieur lAbbe. То есть тот, который видел Пушкин. А он никаких Соболиных клеток с Крестовыми гульбищами не видел, потому что их снесло наводнением еще в 1777 году, а в 1786-м остатки фонтанов и построек окончательно сровняли с землей. И жизнеобразующая экосистема воспоминаний о Летнем саде идет от Пушкина, через Набокова, потом Ахматову («тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград»; сейчас эти хрестоматийные стихи только ленивый не поминает) к нам. Набоков, кстати, с его абсолютным художественным чувством пишет в комментарии к «Онегину»: «Выходящий на Неву городской парк с аллеями тенистых деревьев (завезенных дубов и вязов), облюбованный воронами, и с безносыми статуями (итальянскими) греческих божеств; меня тоже, спустя сто лет, водил туда гулять гувернер». Безвкусица и пошлость нашего времени как раз и состоит в уверенности: новехонькое и целое лучше старого и щербатого, потому нос надо приделать.

В объявлении временем расцвета сада именно XVIII века, кроме бюджетоосвоительных резонов, есть, мне кажется, еще две причины: стилистическая и психоаналитическая. Петр и Екатерины Великие были субъектами политики и истории. Явлениями культуры они стали, когда Пушкин написал «Полтаву» и «Медного всадника», когда капитанская дочка Маша Миронова встретила на лугу даму, имевшую «прелесть неизъяснимую». Но сейчас для тех, кто дает миллиарды, политика важнее культуры, а в истории императоры важнее поэтов. И, разумеется, регулярность, порядок и ранжир лучше прихотливой воздушной пейзажности.

А кроме того, XVIII век с его пристрастием к ярким блестящим завитушкам, аттракционам, обманкам, с жестоким и тупым юмором близок инфантильному сознанию современного человека. Вполне допускаю, что нынешние дети, которые сейчас увидят Летний сад впервые, через полвека будут вспоминать эту подделку с тем же чувством, что мы — подлинник.
* * *

А. Остроумова-Лебедева. Петербург. Летний сад зимой. 1902

А. Остроумова-Лебедева. Петербург. Летний сад зимой. 1902




Летний сад. Открытка. 1951 год.
1951



Ленинград, Вид на Летний сад с реки Мойки. 1968 год.
1968

Белоусов П. П. Домик Петра, 1961. офорт
П. П. Белоусов. 1969

Летний сад. Аллея. Открытка, 1971 год.
1971

Летний дворец Петра Первого. Открытка. 1971 год.
1971

Летний сад, осень 1971 года.
1971

Летний сад. Ленинград, 1983 год
1983


Южные ворота и ограда (1971 год).
1971

Белоусов П. П. Летний сад, 1969
Пётр Петрович Белоусов, 1969

________________________________________

«Невское Время» составило карту, на которой отмечены все новшества, появившиеся в открытом после реконструкции Летнем саду.


Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):
– Вид обновленного Летнего  сада испортил мне настроение. Я много раз высказывал свое негативное отношение к этому проекту и сейчас не увидел ничего, что могло бы его изменить. После посещения сада отмечу две вещи. Во-первых, очень важная центральная ось « запад – восток», от Лебяжьей канавки до набережной Фонтанки, оказалась перекрыта самым большим из восстановленных фонтанов. Он же перекрыл и западные ворота Невской ограды.
Полн остью исчезла та прозрачность, которая была присуща Летнему саду в течение последних полутора веков. Несмотря на обилие растительности, он просматривался со всех сторон. Теперь этого нет! Сейчас Летний сад – это какая-то коллекция тупичков, сформированных будущими шпалерами, которые на данный момент являются простыми заборами. Я в очередной раз убедился, что новоделы вытеснили на периферию подлинные памятники.
 
Мы увидели Летний сад, которого никогда не было, да и не могло быть. Росси не построил бы свой изящный павильон, если бы в то время существовали фонтаны. Клодт не изваял бы памятника Крылову, будь в саду лабиринт. Особую грусть вызывает состояние Летнего дворца, к реставрации которого так и не приступили. А ведь с этого следовало начинать! И теперь неизвестно, найдутся ли деньги на эти работы. Единственный положительный итог реставрации в том, что нам удалось на Совете по культурному наследию добиться отмены нескольких решений и в Летнем саду не появились чудовищный лабиринт, Большая оранжерея и амфитеатр.

Ранее про Летний Сад 

* * *



Tags: люди-люди, перепост
Subscribe

promo dobriydoktor august 20, 2013 20:40 11
Buy for 50 tokens
Иду снова с бисером синим Лукошками заняты руки И снова товарищи свиньи Приветствуют радостным хрюком. Это мне подарили ​*хвастаеццо*. А этим - ответили в комментариях: Porco порции ждет ежедневной, Margaritas по нраву ему, Не расстроишь тирадою гневной, Пни скорее его по... в... корму... :)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments