dobriydoktor (dobriydoktor) wrote,
dobriydoktor
dobriydoktor

Funiculi Funicula

Оригинал взят у m_petra в Funiculi Funicula
Ещё одна зарисовка из гастрольной жизни нашего хора.
Как-то подруга, которой средства позволяли выезжать в Европу пару раз в год, заметила:
- А знаете, это уже совсем не то, когда выезжаешь куда-нибудь просто туристом... Такая зияющая пустота, - она махнула в сторону отдыхающих музыкантов, сваленных в кучу инструментов, восхищённой публики, - всего этого так не хватает...

...Лорето - это городок на юге Италии, расположенный на холме, где находится христианская святыня - хижина, в которой, по поверью, жила Богоматерь. Хижину перенесли ангелы, а люди сверху построили храм в виде креста:


(фотографии из интернета)

Паломники со всего мира приезжают сюда, и как-то в пасхальную неделю, когда туристов особенно много, проводился в Лорето хоровой фестиваль, на который мы были приглашены - как в сказку попали, или в путешествие во времени - ни одного современного здания, мостовые улицы, цветущая оливковая роща; жили в женском монастыре, тихие ласковые монашки ухаживали за нами.
(Перечитала предложение и задумалась... как-то совсем идиллически-тихо получилось, с монашками. Объёмности картины ради добавлю реплику в сторону: за двухэтажным автобусом, на котором мы перемещались по Италии, неизменно тянулся шлейф машин пониже – верные поклонники следовали за нами из города в город. В те гастроли две девушки вышли замуж в Италию, а одна так и осталась в Лорето.
Так, а теперь опять возвращаемся к монашкам и нашему повествованию о классической музыке).

В фестивале принимали участие хоры из разных стран Европы, выступали мы и вместе, в сводных концертах, и отдельно, и в разные дни пели разные программы – духовную и светскую, и были общие репетиции для подготовки к огромному гала-концерту, калейдоскоп событий крутился быстро – только успевай. По утрам, когда не было выступлений, нас возили показывать красоты, щедро разбросанные в тех краях.
Было там красивое правило: в день своего выступления нужно ходить по городу в хоровом платье – по нему сразу было видно, из какого хора девушка, мужчины же были как близнецы-братья, все в чёрном (кстати, дивная зацепка для водевиля;).
На второй-третий день нас уже узнавали на улицах, аплодировали вслед и говорили что-нибудь восторженное. Однажды ко мне подскочила женщина и радостно прокричала:
- Сеньорита! А я вас знаю!
Я вылупилась на неё.
- Вы второй альт из русского хора! – выпалила она.
- Да! – засмеялись мы в ответ.

Когда мы ходили в концертных платьях, то нас не только невозможно было перепутать, а мы вообще стояли особняком в нашем чёрном бархате. Во-первых, на многих хорах были просто юбки и блузки, что всегда проигрывает платьям, к тому же края наших перелин были оторочены золотом и по форме напоминали церковные купола – очень строго и красиво. Это был май, и мы ещё не познали всего ужаса наших плотных платьев, когда в июльскую 40-градусную жару, да под прямым жаром софитов, приходилось петь концерты (выводишь ювелирно какое-нибудь Agnus Dei и слышишь, как гулко стучит пульс в виске, а по спине медленно стекает струйка пота, а потом по ноге, до туфельки).

В программе фестиваля, среди прочего, были уличные концерты-дуэты (или концерты-дуэли, не помню), т.е. нужно было петь на улице, афиши висели по всему городу, желающие выбирали, куда бы они хотели пойти-послушать, да и любые праздные зеваки могли присоединиться к представлению, всё бесплатно.
На заданной улице в определённое время встречались два хора при полном параде и, встав друг против друга, пели неизвестно что. «Неизвестность» и «дуэльность» заключалась в том, что репертуар составлялся на лету, в зависимости от того, что поёт противоположный хор - то по методу контраста, то по методу продолжения, то из публики кто-нибудь, шутя, заказывал исполнить что-нибудь и, кто мог – исполнял, эдакое совместно создаваемое весёлое действо в радостной атмосфере. Иногда менялись дирижёрами, иногда нотами – кто во что горазд, каждая пара разыгрывала свою уникальную партию.

Нам достался мужской испанский хор. В принципе, мы единственные на фестивале были несмешанные хоры, наверное, именно поэтому организаторы решили восстановить гармонию в природе и соединили два наших хора.
Вечер прошел легко и интересно, а в финале произошло неожиданное:
дело в том, что в приглашении значилось, что каждый хор должен привезти из своей страны подарки какому-то определённому хору (нам достались эти испанцы), таким образом, кроме наград и общих подарков от фестиваля, каждый участник увозил с собой ещё и персональный сувенир. И перед тем, как отправиться на этот уличный концерт, мы засомневались – а вот сейчас надо дарить, да? Но потом порешили, что завтра заключительный гала-концерт на площади и, наверное, надо тогда, и не взяли. А испанцы в конце вечера вдруг вручили нам подарки. Ой... а мы... ой... мол так и так, но тут подскочили организаторы и переводчики и объяснили, что сейчас не надо, надо завтра на гала.
Мы обрадовались, мол, давайте тогда мы вернём, а то как же завтра вы будете? Но гусары идальго подарков обратно не берут. Подарили – так подарили, и на следующий день...



... когда на площади, при огромном скоплении народа, выходили хоры и на леснице перед центральным храмом пели финальную песнь, звучали поздравления, аплодисменты, а потом другой хор вручал свои подарки, мы стали переживать за испанцев: мы-то знаем, что подарки уже вручены, а они, наверное, будут чувствовать себя неловко.
И настал наш черёд, и отгремели мы свою песнь, и выслушали речи и поздравления в нашу честь, и принимала дирижерка награды, как вдруг сбоку появился и выстроился испанский хор... И объявили, что теперь его очередь нас поздравлять, и «-Гхать!» - рявкнул что-то их дирижер, и парни пошли к нам параллельными рядами, и каждый хорист остановился перед девушкой. «-Гхать!» - опять скомандовал дирижер, и они, единым отрепетированным движением, поцеловали каждый девушку напротив, вытащили из-за спины по розе и вручили с поклоном.
Площадь взорвалась воплями и аплодисментами, ведущие наперебой шутили, добавляя веселья и ажиотации. «-Гхать!» - в третий раз крикнул дирижер, и мужской хор ушёл и растворился в толпе.
Это было лирическое отступление, а мы подобрались, наконец, к тому, о чём я собиралась рассказать.

Не помню, было ли это после дуэтного или после сводного концерта, но в тот вечер многие ходили по улицам в своих костюмах, и нам с подругами пришло в голову пойти на площадь – погулять-поглазеть. Как оказалось, это был общий внутренний порыв, и постепенно там скопилось много народу – девушки в длинных платьях и парни в чёрном. Где-то запели, и праздная толпа обрела направление – все стали стекаться к поющим.



Майские сумерки, хорошее настроение, энергия, жаждущая выхода – и песню радостно подхватили, потом другую, кто не знал – хлопали, пружиня, и незаметно, само собой, на площади образовалось подобие арены, небольшого пустого места, окруженного кольцом подходящих людей, и первыми появились, кажется, скрипка и флейта, они заиграли польку, и моментально в круг запрыгнула танцующая пара, а потом ещё и ещё. У кого-то увидели «дипломат» (помните, были такие, твёрдые, пластиковые, с кодовым замком), попросили, вывалили всё из него прямо на мостовую, а в толпу бросили клич – давайте носовые платки! Парни, смеясь, выворачивали карманы и отдавали платки, один из «оркестрантов» обмотал ими палку и у нас появился ударник! Кто стоял к музыкантам поближе, подпевали, и толпа поделилась на неравные, но довольные части – музыканты и танцоры. Как хотелось танцевать! «-Пойдём!» - тянула я подругу, а она стеснялась, но в конце концов – быть или не быть? а вдруг так никто и не пригласит?! - мы взялись за руки и рванули в круг, а едва добежали до середины, подскочили два парня и разбили нашу пару. Ну а дальше – только держись! Лихо отплясывали, поддерживая длинные юбки, чтобы не мешались, а народ всё прибывал и прибывал, видимо, слух о том, что здесь происходит, разлетался со скоростью звука, и откуда ни возьмись, появился аккордеонист, а это уже пир на весь мир! Всё завертелось ярмарочным колесом, и среди выплясывающих пар мы увидели некоторых устроителей фестиваля, годящихся нам в отцы, а то и в деды, ого, они тоже здесь?! А танцевать с ними - ещё большее удовольствие – ведут-то они гораздо интереснее молодых партнёров, со знанием дела. Людей в кругу становилось так много, что танцевать было уже тесно, и поэтому хор проглотил танец.

Сначала орали итальянские песни, которые, загораясь искрами в маленьких группах, мгновенно разлетались вспыхнувшим пламенем до небес. Иногда кто-то запевал незнакомое на своём языке, и остальные пристраивались на «ла-ла-ла», добавляя свою неожиданную гармонию. Затем на арену уверенно вышла музыка Верди, а потом покатились наперебой разные оперные арии и хоры, знаешь-не знаешь - поёшь, и, выпятив грудь, со всей дури орала мужская часть площади – «Тост, друзья, ваш принимаю, тореодор солдату друг и брат», и звенело в ответ женское эхо: «То-ре-одор, смелее в бой!», и тонули мы в роскошной музыке, сумасшедшем вечере и бездонном небе Италии.

И странное дело – та классическая музыка, которая всегда казалась хрестоматийной, пусть прекрасной, но не современной, вдруг показалась не просто абсолютно современной, а сиюминутной, рождённой, да нет - рождающейся только что - как откровение, как открытие мира, вечности, счастья; как будто нет Времени и Пространства, а есть мы, эта переполненная площадь, это буйство через край и наше многоголосное – Funiculi Funicula! И имя Времени – Молодость, а имя Молодости – Вечность.

И горланили мы одну песню за другой, совсем не зная слов, на радостное «Ла-ла-ла», и выпевали «бум-бумами» оркестровые басы, и «тата-тимами» проигрыши, подпрыгивая от избытка чувств, и летело на фортиссимо в ночное небо наше Funiculi-Funicula, Funiculi-Funicula-а-A-A-A!!! И звёзды хохотали от радости, глядя на нас,
и счастье! счастье!...



Tags: для радости
Subscribe

  • (no subject)

    Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути, Чтоб спутники мои повеселели. Иду, бреду, но не гляжу…

  • (no subject)

    medgyna Facebook post Письма от ангела 1. Господи, здравствуй. Пишет Твой ангел Фима. То есть, Ефимий, но речь сейчас не об этом.…

  • "Дороги" Дмитрий Хворостовский (4.2003)

promo dobriydoktor august 20, 2013 20:40 11
Buy for 50 tokens
Иду снова с бисером синим Лукошками заняты руки И снова товарищи свиньи Приветствуют радостным хрюком. Это мне подарили ​*хвастаеццо*. А этим - ответили в комментариях: Porco порции ждет ежедневной, Margaritas по нраву ему, Не расстроишь тирадою гневной, Пни скорее его по... в... корму... :)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments