К вопросу о безпрививочниках, родящих дома и т.д. Наиболее часто высказываемое мнение: падение уровня образованности населения, снижение уровня критического мышления. Возможно — и даже вероятнее всего — эти факторы присутствуют. И всё же хотелось бы обратить внимание общественности на некоторые психологические особенности человека как вида и связанные с ними исторически известные события. Далее идёт цитата.
Термин «кризисный культ» ввел в начале 70-х годов У. Ла-Барр - известный американский этнограф, долго работавший, в частности, среди индейцев Боливии. (La Barre, 1971.) Он предложил обозначить так самые разные мессианистские и милленаристские (т. е. стремящиеся к созданию «тысячелетнего» царства благоденствия) движения от культа карго в Меланезии до раннего христианства и от «Пляски Духов» у индейцев прерий до нацизма.
Кризисные культы представляют собой массовые аффективные, иррациональные движения, ставящие себе целью преодоление трудностей, выход из тупика в условиях, когда решение задачи разумными способами невозможно или же требует от общества таких усилий и самоограничений, на которые оно пойти не готово. Адепты кризисных культов не в состоянии избавить людей от раздражающих негативных явлений, но создают иллюзию избавления. Как правило, кризисные культы претендуют на способность преодоления не только частных трудностей (непосредственных причин, породивших то или иное из подобных движений), но и на решение основных проблем бытия, открытие смысла жизни и победу над смертью. Они сулят вечное счастье и благосостояние своим сторонникам и гибель всем, кто противостоит движению или равнодушен к нему. Только постановка подобных «сверхзадач» и дает возможность мобилизовать множество сторонников, на время забыть о реальных страданиях и потерях, масштабы которых во ввергнутом в пароксизм обществе лишь возрастают. Адепты кризисных культов всегда борются, таким образом, за иллюзорную цель, но против конкретного врага.
Березкин Ю.Е. «Инки. Исторический опыт империи» - Ленинград: Наука, 1991
На самом деле, кризисные (иначе — синтетические) культы — интереснейшая штука. Как уже было указано в цитате, они возникают тогда, когда обычная, привычная система ценностей перестаёт работать. Как правило они имеют синкретичный характер, то есть, сочетают в себе элементы разных культур и религий. Именно это вы можете наблюдать на примере домородящих: у них там и бог, и род, и карма.
Попросту говоря, кризисный культ формируется из наиболее эффективных (на взгляд адептов) элементов доступных культур. Плюс к этому он мистичен, то есть, подразумевает непосредственное влияние на источник благ.
Кризисный культ формируется во время значительного снижения качества жизни. Это может быть связано с политическими или экономическими кризисами, войной, etc.
Помните историю об иконе, которую по приказу якобы Сталина возили на самолёте вокруг Москвы? Это отличный пример. Пока всё нормально, православные обряды совершаются по канону. Как только наступает кризис — тут же возникает мистицизм, язычие и попытки непосредственного влияния в данном случае на божество с помощью связанных с ним атрибутов.
Грубо говоря, как только в село войдут пришельцы, люди тут же начнут мазать иконы в красном углу подсолнечным маслом, сыпать хлеб за печку и привязывать молодую козу на опушке леса. Понимаете, да?
Не секрет, что уровень в жизни в наших странах сейчас так себе. По сути — страна находится в затяжном кризисе, для выхода из которого нет никаких предпосылок. Вообще никаких. Сознание людей значительно трансформировалось в сторону тотального недоверия ко всему окружающему.
Поэтому активация разнообразных течений, которые часто здесь обсуждаются, это нормальный, это совершенно обычный социальный процесс. Это просто логично формирующийся кризисный культ.
Вообще, кто желает, поизучайте вопрос. Там много интересного.
Термин «кризисный культ» ввел в начале 70-х годов У. Ла-Барр - известный американский этнограф, долго работавший, в частности, среди индейцев Боливии. (La Barre, 1971.) Он предложил обозначить так самые разные мессианистские и милленаристские (т. е. стремящиеся к созданию «тысячелетнего» царства благоденствия) движения от культа карго в Меланезии до раннего христианства и от «Пляски Духов» у индейцев прерий до нацизма.
Кризисные культы представляют собой массовые аффективные, иррациональные движения, ставящие себе целью преодоление трудностей, выход из тупика в условиях, когда решение задачи разумными способами невозможно или же требует от общества таких усилий и самоограничений, на которые оно пойти не готово. Адепты кризисных культов не в состоянии избавить людей от раздражающих негативных явлений, но создают иллюзию избавления. Как правило, кризисные культы претендуют на способность преодоления не только частных трудностей (непосредственных причин, породивших то или иное из подобных движений), но и на решение основных проблем бытия, открытие смысла жизни и победу над смертью. Они сулят вечное счастье и благосостояние своим сторонникам и гибель всем, кто противостоит движению или равнодушен к нему. Только постановка подобных «сверхзадач» и дает возможность мобилизовать множество сторонников, на время забыть о реальных страданиях и потерях, масштабы которых во ввергнутом в пароксизм обществе лишь возрастают. Адепты кризисных культов всегда борются, таким образом, за иллюзорную цель, но против конкретного врага.
Березкин Ю.Е. «Инки. Исторический опыт империи» - Ленинград: Наука, 1991
На самом деле, кризисные (иначе — синтетические) культы — интереснейшая штука. Как уже было указано в цитате, они возникают тогда, когда обычная, привычная система ценностей перестаёт работать. Как правило они имеют синкретичный характер, то есть, сочетают в себе элементы разных культур и религий. Именно это вы можете наблюдать на примере домородящих: у них там и бог, и род, и карма.
Попросту говоря, кризисный культ формируется из наиболее эффективных (на взгляд адептов) элементов доступных культур. Плюс к этому он мистичен, то есть, подразумевает непосредственное влияние на источник благ.
Кризисный культ формируется во время значительного снижения качества жизни. Это может быть связано с политическими или экономическими кризисами, войной, etc.
Помните историю об иконе, которую по приказу якобы Сталина возили на самолёте вокруг Москвы? Это отличный пример. Пока всё нормально, православные обряды совершаются по канону. Как только наступает кризис — тут же возникает мистицизм, язычие и попытки непосредственного влияния в данном случае на божество с помощью связанных с ним атрибутов.
Грубо говоря, как только в село войдут пришельцы, люди тут же начнут мазать иконы в красном углу подсолнечным маслом, сыпать хлеб за печку и привязывать молодую козу на опушке леса. Понимаете, да?
Не секрет, что уровень в жизни в наших странах сейчас так себе. По сути — страна находится в затяжном кризисе, для выхода из которого нет никаких предпосылок. Вообще никаких. Сознание людей значительно трансформировалось в сторону тотального недоверия ко всему окружающему.
Поэтому активация разнообразных течений, которые часто здесь обсуждаются, это нормальный, это совершенно обычный социальный процесс. Это просто логично формирующийся кризисный культ.
Вообще, кто желает, поизучайте вопрос. Там много интересного.
Journal information